Когда на весь мир нахлынула волна пандемии COVID-19, практически весь бизнес пришел к выводу — пора переходить в интернет. Появлялись в онлайне даже те сферы, которые, казалось бы, трудно представить без личного присутствия человека. Фитнес-тренеры проводили платные тренировки перед камерой, а консультанты в магазинах показывали товар по видеозвонку.
Онлайн-рынок не стоит на месте — появляются новые технологии, сервисы и приложения. К каким технологическим трендам стоит присмотреться представителям интернет-торговли рассказывают эксперты компании-разработчика кассового ПО «БИФИТ Касса».
Отсутствие посредников между покупателем и продавцом.
Посредником может выступать маркетплейс, дилер или дистрибьютор. Все чаще с покупателем желает общаться сам производитель. Это создало новый формат взаимодействия в бизнесе — Direct-to-Consumer, или D2C, когда бренд продает что-либо конечному покупателю.
Такой подход лучше знакомит производителя с целевой аудиторией его продукта, дает возможность анализировать и улучшать качество производства. Некоторые крупные компании даже отказываются от размещения товаров на маркетплейсах.
К примеру, в Nike уже заявили о том, что прекращают работу с Amazon и eBay, чтобы максимизировать число покупателей именно через собственный сайт, а не посредников. Также это решение нацелено на увеличение объема продаж и повышение качества сервиса за счет более «личных» отношений с покупателями.
Готовые интернет-витрины и «зерокодинг».
Опираясь на прошлый пункт, начинающему бренду приоритетнее развивать собственный сайт. Так он не потеряется среди множества других логотипов на маркетплейсе и соберет собственную аудиторию.
Для создания интернет-магазина с приемом оплаты и оформлением доставки уже не нужно знать программирование или искать разработчиков. На рынке представлено множество «зерокодинг» платформ, которые позволяют любому желающему быстро войти в e-commerce.
Обычно они представляют собой конструкторы или готовые интернет-магазины. Остается собрать свой сайт из этого «лего» или просто добавить логотип и описание — вы готовы продавать онлайн.
Упрощение оформления заказа и большой выбор вариантов оплаты.
На первом месте среди причин отказа от покупки стоит сложный процесс оформления заказа. Если пользователю необходимо заполнить десять различных форм, то он скорее найдет другой интернет-магазин с оформлением покупки в 1 клик.
Конкурентным преимуществом остается внедрение разных способов оплаты. Платеж через банковскую карту — это уже стандарт. Люди активнее переходят к использованию Apple Pay, Google Pay и оплате по QR-коду. Это проще и быстрее, не нужно держать пластиковую карту под рукой — редко, кто помнит ее номер наизусть. Пока вытащишь ее из кошелька, несколько раз передумаешь совершить импульсивную покупку.
Из этого следует вывод: чем быстрее на сайте можно сделать и оплатить заказ, тем выше шанс, что таких заказов будет больше.
Облачные технологии и экосистемы.
По данным МТС, 65% ритейл-компаний Москвы используют облачные технологии для развития e-commerce. Облако помогает компаниям быстро запускать онлайн-магазины, сервисы доставки и мобильные приложения для покупателей.
Такое решение выгодно не только крупным ритейлерам, но и небольшим интернет-магазинам, общепиту и курьерским службам из-за его низкой стоимости внедрения и обслуживания.
Как у Apple есть экосистема устройств и приложений, так и сторонние разработчики создают наборы своих сервисов. Использование таких экосистем особенно выгодно, когда компания занимается несколькими видами деятельности.
Например, у интернет-магазина есть собственная курьерская доставка. Для того, чтобы избежать сложностей с интеграцией разных приложений и не тратить деньги на доработки, проще найти сервис, который предлагает программы для товароучета и курьерских служб в рамках одной экосистемы.
«Зеленый» бизнес — упор на экологичность.
Люди стали чаще интересоваться производителем и качеством его продукции — насколько товар экологичен, подлежит ли вторичной переработке, как бренд относится к защите окружающей среды.
У бизнеса появилась новая аббревиатура «ESG» — Environment, Social, Governance, что можно перевести как «экология, социальная политика и корпоративное управление». Принципы ESG учитывают отношение компании не только к природе, но и сотрудникам.
Интернет-торговля связана с большим количеством упаковки, потреблением энергии и негативным экологическим следом от транспорта. Поэтому многие крупные интернет-компании внедряют эко-инициативы. К примеру, маркетплейс Ozon в 2014 году запустил Ozon Recycle — проект по переработке гофрокартона и стретч-пленки, которые используются для упаковки заказов.
Доставка за 1 день или час.
В период пандемии стремительно развился сервис по оказанию доставки день-в-день или даже в ближайший час. К хорошему привыкаешь быстро — люди стали искать магазины, которые теперь предлагают такую доставку.
Для этого компании подключаются к крупным курьерским службам или организуют свои собственные. В первом квартале 2021 года доля собственных служб доставки магазинов выросла на 7% по сравнению с прошлым.
В современных реалиях для этого не нужны большие вложения. К примеру, нет необходимости покупать кассу каждому курьеру — одна облачная касса обслужит и интернет-магазин, и всех выездных сотрудников. Через кассовое приложение на смартфоне курьер примет оплату, сформирует чек и отметит выдачу заказа.
Итоги.
Компания «БИФИТ Касса» разрабатывает приложения для управления торговлей, поэтому мы не стали затрагивать маркетинговые тренды e-commerce. Перечисленные пункты в силах внедрить как крупные, так и небольшие интернет-компании.
Основной тенденцией остается автоматизация — создание условий, при которых покупатель сам быстро и удобно оплатит заказ и получит его в короткие сроки. Это не только обеспечит приток и лояльность клиентов, но и даст толчок к развитию и получению дополнительной прибыли.