Торговля онлайн продолжает набирать популярность: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, оборот электронной коммерции в России за январь — апрель 2023 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%. Предприниматели торгуют через собственные интернет-магазины, агрегаторы, маркетплейсы и соцсети. В этом материале рассказываем, как при онлайн-торговле формируются и фискализируются чеки.
Как проходит фискализация чеков при продаже через интернет-магазины и агрегаторы
Собственный интернет-магазин — популярный способ продавать товары онлайн. 54-ФЗ разрешает предпринимателям использовать облачную кассу, если они напрямую не контактируют с клиентами — и интернет-магазин как раз подходит под это правило. Облачная касса — это онлайн-касса с фискальным накопителем (ФН), находящаяся не у самого предпринимателя, а у арендодателя в дата-центре. Такая ККТ не занимает места, продавец получает к ней удалённый доступ. Арендодатель полностью отвечает за поддержку и сохранность оборудования.
Облачная касса работает таким образом: покупатель оформляет и оплачивает заказ, «облако» получает данные о платеже, формирует кассовый чек и отправляет его оператору фискальных данных, а ОФД — в налоговую и покупателю в электронном виде (на электронную почту, либо в смс).
Принять оплату, продавая товары через интернет-магазин можно двумя способами:
- покупатель может оплатить заказ сразу онлайн;
- принять оплату может курьер, который доставил товар.
Нужно выделить один нюанс: если клиент оплачивает заказ в интернет-магазине до получения своей покупки в руки, по закону он должен получить два кассовых чека. Первый чек формируется непосредственно после оплаты и означает, что продавец получил за товар деньги, в документе должен содержаться признак способа расчёта «предоплата 100%» или «предоплата». Второй чек выдаётся покупателю после получения товара и означает полное завершение сделки купли-продажи между продавцом и покупателем. Такой чек должен содержать признак способа расчёта «полный расчёт» с указанием общей суммы расчёта с учётом предоплаты.
Впрочем, есть исключение, при котором налоговая разрешает формировать только один чек: если при расчёте за товары в интернете сумма расчёта сразу учитывается предпринимателем как реализация, а покупатель об этом предупреждён (такое условие можно прописать в оферте).
Отметим, что иногда интернет-магазины сотрудничают с агрегаторами (площадками, которые работают как витрина, демонстрирующая предложения разных продавцов). Однако агрегаторы не проводят сделки: для покупки товара они перебрасывают покупателя на сайт самого продавца. Соответственно, чеки фискализируются вышеописанным образом.
Для подключения облачной кассы нужно заключить договор с организацией, которая предоставляет облачную кассу в аренду. Само подключение к интернет-магазину осуществляется через готовый модуль интеграции для CMS или по открытому API.
А предприниматели, у которых есть в наличии стационарная онлайн-касса, могут сэкономить и не подключать «облако». Им подойдёт опция «Расшаривание кассы», которую предлагает «БИФИТ Касса»: решение превратит физическую ККТ в облачную, это особенно удобно, если у интернет-магазина много курьеров: не нужно будет тратиться на отдельную онлайн-кассу для каждого из них, доставщикам достаточно будет смартфона, подключенного к ККТ.
Кто отвечает за формирование чеков при торговле на маркетплейсах
Маркетплейсы, как и агрегаторы, размещают на своих площадках предложения разных продавцов. Но ключевое отличие маркетплейсов от агрегаторов заключается в том, что маркетплейсы могут сами проводить сделки.
Большинство крупных маркетплейсов являются платежными агентами. Соответственно, площадки самостоятельно формируют чеки (в них содержится признак агента) и отправляют их покупателям и налоговой. А ФНС видит, сколько зарабатывает каждый конкретный продавец. Если предприниматель торгует только через маркетплейсы, онлайн-касса ему не нужна вообще.
Нужно ли использовать кассу и фискализировать чеки продавцам в соцсетях
Соцсети — еще один канал для продаж в интернете. Там есть шанс привлечь большое количество клиентов, и некоторые онлайн-магазины в принципе существуют только в социальных сетях. Нужно ли им формировать и фискализировать чеки?
Такой вид предпринимательства подпадает под розничную торговлю, которая обязана использовать онлайн-кассы. Для торговли в соцсетях будет удобна оплата по СБП, которую можно настроить, например, с помощью кассового ПО: для клиента можно будет сформировать одноразовый QR-код в виде ссылки и направить его покупателю в переписке. При переходе по ссылке человек попадает в банковское приложение и оплачивает покупку. После получения оплаты продавец обязан вручную сформировать чек через кассовую программу. В ОФД он отправится автоматически. Если в чеке указать контакты покупателя — мобильный телефон или почту — ему чек тоже отправится сразу же. Если этих данных нет, продавец может направить чек сам — в той же переписке в соцсети.
Читайте также:
Итог
Формировать чеки самостоятельно нужно предпринимателям, торгующим в интернете самостоятельно, без помощи маркетплейсов (если же продавец размещается на маркетплейсах, чеки формируют сами площадки). Интернет-магазинам подойдет облачная касса. Она поможет сэкономить: всю ответственность за техобслуживание несет сервис, предоставляющий кассу в аренду, также продавцу не нужно будет оснащать кассами всех курьеров, которые работают на доставке товаров. При этом все затраты предсказуемые и фиксированные: предприниматель точно знает, сколько стоит аренда кассы, внеплановых трат не возникнет.
Арендовать облачную кассу можно у «БИФИТ Кассы».
Ознакомиться с условиями аренды